Полезно

Всё и сразу

Скачать подборку всех произведений

классической музыки

, представленных на сайте, можно здесь


Словарь терминов



Термины на А

А капелла (итал. a cappella) хоровое пение без инструментального сопровождения. В стиле А Капелла написано большое количество образцов вокальной многоголосной музыки (для профессионального хора, капеллы). Хоровое пение без сопровождения широко распространено в народном искусстве.

 

Термины на Б

Балет (франц. ballett, от лат. ballo – танцую) — вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах. Балет соединяет в едином театральном действии, на основе общего драматургического плана (сценария), музыку (симфоническую, как исключение — и вокальную), танец, пантомиму (мимику и пластические жесты),а также изобразительные искусства (декорации, костюмы и т.п.). Музыка в Балете не только сопровождает танец и пантомиму, но выражает драматическое содержание. Танцы в Балете принято различать на классические и характерные (последние близки к народным). Главная система выразительных средств Балета — классический танец.

 

Термины на В

Вальс (франц. valse, через нем. Walzer, от walzen, здесь – кружиться) — бальный танец, состоящий в плавном поступательном движении парами. Музыкальный размер  3/4. Темп обычно быстрый или умеренно-быстрый. Появился во 2-й половине 18 в. в городском быту, постепенно развившись из народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Распространился по всей Европе в 19 в. Особенную популярность приобрел венский Вальс. Вальс получил распространение также и в фортепианных, оркестровых, и т.п. пьесах, части крупного произведения и как основа романса, арии.

 

Термины на Г

Галоп (франц. galop, от готск. hlaupan – бежать) — бальный танец, исполняющийся в стремительно быстром скачкообразном движении. Музыкальный размер двудольный 2/4. Появился во франц. около 1825, получил широкое распространение по всей Европе 19 в. Применялся в операх, опереттах и балетах.

Термины на Д

Двойная фуга — фуга с двумя темами. Может иметь одну экспозицию, которой темы проводятся одновременно, или две экспозиции — для каждой темы отдельно и тогда контрапунктическое соединение тем происходит в репризе.

Термины на Ж

Жанр (франц. genre) — род музыкальных произведений. В широком смысле этот термин применяют к различным отраслям музыки: оперный Жанр, симфонический Жанр и т.д. Правильнее более узкое понимание этого термина, применяемое к разновидностям основных отраслей. Жанры оперы — комическая опера, большая опера, лирическая опера и т.д. ; Жанры симфонической музыки — симфония, увертюра, сюита, поэма и т.д.; Жанры камерной музыки — романс, соната, квартет и т.д. Понятием Жанр определяют также тот или иной характер творчества и связанную с ним манеру исполнения, например салонный Жанр, легкий Жанр (отсюда — жанровые песни).

Термины на З

Запев

  1. Начало хоровой песни исполняемое одним или несколькими певцами (запевалами), после чего песню подхватывает весь хор. В ряде случаев — первая фраза или половина песенной мелодии. В народных песнях Запев часто варьируется в процессе куплетного повторения мелодии.
  2. Начало былины, обычно не связанное с ее основным содержанием.

Термины на И

Имитация (от лат. imitatio подражание):

  1. подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение; подделка.
  2. В многоголосной музыке точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе. На имитации основываются многие полифонические формы, в т.ч. канон и фуга.

Термины на К

Каватина (итал. cavatina, от cavare, букв. – извлекать) — небольшая оперная ария, обычно лирико-повествовательного характера, отличающаяся относительной простотой формы и песенным складом. Каватиной иногда называется также небольшая инструментальная пьеса с напевной мелодией.

Термины на Л

Лад — система взаимосвязей музыкальных звуков, определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых опорных). Ладовая организованность — одна из важнейших основ музыкального искусства. Соответственно ладовым закономерностям строится мелодия, сочетаются звуки в гармонии, согласовываются голоса в полифонии, складываются тональные отношения между разделами музыкальной формы.

Термины на М

Мажор (от лат. major – больший) — лад, устойчивые звуки которого (1, 3, 5, ступени) образуют большое (мажорное) трезвучие. Главенствующее значение мажорного трезвучия в музыке объясняется не только его консонантностью, но и наибольшим соответствием акустической природе звука.

Термины на Н


Напев — исполняемая певцом вокальная мелодия.

Ноктюрн (франц. nocturne, буквально – ночной).

  1. В 18 в., цепь небольших пьес для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными; исполнялось вечером или ночью подобно серенаде.
  2. С 19 в. – музыкальная пьеса певучего характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами.

Термины на О

Обертоны (нем. Obreton, от ober – верхний и тон) — входящие в состав звука частичные тоны, кроме основного тона; иначе — составляющие сложного звукового колебания, выделенные при его анализе и имеющие более высокие частоты, чем основная составляющая (обладающая наименьшей частотой). Состав обертонов сложного звука определяет его качественную окраску, или тембр.

Термины на П

Пантомима (от греч. – все воспроизводящий подражанием).

  1. Искусство выражать чувства и мысли посредством мимики и жестов.
  2. Вид театрального представления, сопровождаемого музыкой, в котором художественный образ создается без помощи слова, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
  3. Один из основных элементов балетного искусства. Пантомима входит в балетный спектакль в органичном сочетании с танцем или в качестве сюжетной игровой сцены.

Термины на Р

Рапсодия (от греч. – пение или декламация эпических песен) инструментальное произведение, чаще всего свободной формы, написанное на народные напевы (песенные или танцевальные). От фантазии отличается большей свободой в изложении тем и их обработке.

Термины на С

Симфония (от греч. symphonia созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв. (И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Франк, А. Дворжак, Я. Сибелиус и др.). Значительное место симфонии в российской (А.П. Бородин, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян и др.) музыке.

Термины на Т

Такт (от лат. tactus, буквально – прикосновение) — единица метра.

Танец (от нем. Tanz) — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Термины на У

Увертюра (франц. ouverture, от ouvrir – открывать) — оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, оратории, драме и т.п.; также самостоятельное концертное произведение в сонатной форме. Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию, концентрирует его внимание, вводит в эмоциональную сферу спектакля. Как правило, Увертюра передает в обобщенном виде идейный замысел, драматическую коллизию, важнейшие образы или же общий характер, колорит произведения.

 

Термины на Ф

Фальцет (происходит от итальянского falso - фальшивый, ложный) - звук особенно высокого регистра мужских голосов с характерной тембровой бескрасочностью; отличается небольшой силой звучания и некоторой искусственностью. Изредка фальцет применяется как выразительный художественный прием.

Фактура (лат. factura – обработка) — совокупность средств музыкального изложения (мелодия, аккорды, полифонические голоса и т.п.), образующая технический склад произведения. Фактура обусловлена содержанием произведения, композиционными принципами, а также выразительными возможностями и техническими особенностями музыкальных инструментов или голосов.

 

Термины на Х

Хабанера (испан. habanera, от Habana – Гавана) — испанский народный танец-песня; возник на острове Куба, позднее получил свое распространение в Испании. Музыкальный размер 2/4, с характерной ритмической фигурой, акцентом на последней доле такта, темп медленный. Хабанера сопровождается пением, движения носят импровизационный характер.

 

Термины на Ц

Цезура (от латинского caesura – рассечение) — небольшой, еле заметный перерыв (как бы перевод дыхания), отделяющий один отрезок мелодии от другого. Цезуры служат главным средством фразировки: расчленяя мелодию на фразы, они способствуют ясному восприятию музыки. В известной мере цезуры играют в музыке ту же роль, какую в человеческой речи играют знаки препинания. Цезуры обозначаются окончанием лиги, иногда знаком V или запятой над нотной строчкой.

 

Термины на Ч

Чакона — полифонические вариации на тему, в неизменном виде повторяемую в басу (basso ostinato); верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Происходит от (испан. chacona) старинного танца, известного в Испании с конца 16 в. Исполнялся в живом темпе, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Музыкальный размер 3/4. Перейдя в XVII в. в придворный балет Франции, чакона приобрела медленный темп, церемонный характер. С XVIII  в. слово "чакона" стало применяться к нетанцевальным пьесам в форме полифонических вариаций (с неизменным басом). Обычно чаконы проникнуты возвышенно-сосредоточенным, иногда трагическим настроением; такова Чакона ре минор для скрипки соло И.С. Баха. По своему характеру и структуре чакона близка пассаклье.

 

Термины на Э

Экоссез, экосез - шотландский народный танец (французское ecossaise - шотландский танец). В XVIII - начале XIX в. экоссез распространился как бальный танец; в наше время он был забыт. Исполнялся в быстром темпе, размер 2/4. В музыкальной литературе известны экоссезы для фп. Л. Бетховена, Ф Шуберта, Ф. Шопена, экоссез в опере "Евгений Онегин" П.И. Чайковского и др.

Термины на Ю

Юмореска (нем. Humoreske, от Humor – юмор) — небольшая музыкальная пьеса затейливого, обычно шутливого, юмористического характера.

 



Интересно